Время от времени на форумах, где я бываю на регулярной основе, мне приходится сталкиваться с «отрицательной обратной связью», если это так можно назвать. Суть в том, что я порекомендовал кому-то то или иное изделие, но оно чем-то – да не устроило. Давайте сегодня немного поговорим об этом применительно к катушкам, остановившись на самых болезненных моментах.
Петли и бороды. Я так прикидываю – не менее трех четвертей тех, кто задает вопросы на форумах, имеют хотя бы самое начальное представление о том, что такого рода неприятности проистекают из неоптимальной геометрии намотки шнура, и о том, что намотку можно и, как правило, нужно регулировать. Но, практика показывает, что далеко не все из них умеют это делать. Здесь важно понимать три вещи. Первое: регулировка – штука тонкая – можно сказать, в самом буквальном смысле. Бывает, что снимаешь с оси шайбу, а этого не достаточно или, наоборот, перебор – конус выходит излишне резким, и витки начинают наваливаться на бортик. Тогда помогает дополнительная регулировка «на полградации». Второе: для разных по физической толщине шнуров, в идеале, требуется индивидуальная регулировка. Третье: две вроде бы одинаковые катушки с одинаковыми шнурами могут отличаться по степени требуемой регулировки намотки. То есть, если, например, я отписал, что на такой-то катушке под РР 15 лб. снял одну из двух шайб, это не значит, что вам не потребуется снять обе.
Фиксация дужки. Это то самое, из-за чего я часто советую покупать катушки не в интернете, а в обычном магазине. Так можно провести «первичную диагностику» на склонность к самосбросу. Ибо реплик типа: «Приехала «катя». Попробовал. Захлопывается…», - их, не скажу, что очень много, но хватает. Справедливости ради, замечу, что лет 15-20 назад этой болезнью, причем от рождения, страдало порядка четверти всех катушек. Теперь их вдвое - втрое меньше. Но не ноль.
Долговечность. Здесь имеет место высшая несправедливость. Ведь чтобы я мог с достаточной гарантией рекомендовать катушку как «обладающую ресурсом», мне надо отловить ею – ну, скажем, три десятка рыбалок. А такого «пробега» редкие из моих катушек достигают ранее, чем на третьем-четвертом году жизни. Поэтому приходится в определенной мере строить предположения. Не факт, что они оправдаются.
Беспощадность. Возможно, вы заметили, что в катушечных брэндах для меня нет авторитетов и фаворитов. Если что не так, то от меня огребают и Дайва, и Митчелл, и Стингер, и все прочие. Отчасти это можно распространить и на других «про-экспертов», не связанных обязательствами с каким-либо одним катушечным брэндом. Это я к тому, что в принципе набор отзывов на Русфишинге, например, особенно от людей известных в нашей среде, можно считать относительно репрезентативным.
Вредность ТО. Характерный пример. «Купил по Вашему совету катушку ***. Как-то она постукивала при вращении. Решил перебрать, смазать по новой. Так она вообще клина словила!». Подобных случаев – миллион. Правило «лучшее – враг хорошего» здесь не работает. И даже «хотели, как лучше…» - в итоге часто не «как всегда», а "стало хуже". Мне несколько раз давали покрутить новые катушки со словами: «Вот стучит…». А я ничего не слышал. Наверное, у меня нет абсолютного музыкального слуха. Как у Рихарда Вагнера его не было .
В заключение – комменты к двум фоткам. Верхняя: здесь живет примерно половина моих катушек. Нижняя: примерно 2001 или 2002 год, катушка DAM FTS. Одна из самых моих любимых за все годы практики…
Константин Евгеньевич, раньше наличие бесконечника в катушке было делом обязательным, а сейчас грубо говоря 50/50. Что это, рост качества "кулисных" механизмов или мастерства регулировки намотки среди наших рыболовов ?
Но, обратите внимание, на фото со щукой катушка FTS - с очень длинной шпулей. Самая дальнобойная из всех, что у меня были. Это плохо, что эволюция пошла в другую сторону.
ПС Прикол. Сейчас Т9 намеревался заменить слово "шпули" на "груди". Какой-то хулиган сидит в моем смартфоне.
А фиксация дужки это значимая проблема? Суть в чем - на рыбалке столкнулся с отстрелом, практически подряд, 4 приманок, ну и, рассвирепев, откусил дужку. На удивление быстро привык к ее отсутствию, не буду врать, но буквально за пару рыбалок. Иногда возникает крамольная мысль - настолько ли необходима дужка, ибо узел лесоукладывателя без нее выйдет и прочнее и легче. Один черт, дужку то мы закрываем как правило рукой, коей и леску на ролик положить можно вместо этого.
Так сконструированно и отбалансировано на заводе.
Никого не убеждаю, ни с кем не спорю, я - не Заслонов.... Это просто мое мнение и мой практический опыт....
Петли и бороды. Не надо лениться перематывать плетень необходимое количество раз до получения нормального профиля намотки. Сильно помогает избежать петель и бород. Большинству знакомых, малознакомых и незнакомых рыболовов до сих пор приходится долго и на пальцах объяснять каким должен быть конус, в "какой бок" направлен и почему.
Долговечность сильно зависит от интенсивности использования и "правильной заточки" рук и мозгов.
Вредность ТО. Вечный спорный вопрос. Свою первую "настоящую" катушку - Daiwa Regal Z не помню уж какую конкретно по размеру, купленную в начале 90-х, обслуживал с полной разборкой и промывкой-смазкой лет 15 подряд ежегодно. До сих пор жива и работает на "болонке" у брата.
Эксию трехтысячную обслуживал ежегодно лет пять - птичка, а вот года через 1,5 после того, как завязал с обслугой - запела-заскрипела, стала тяжела на ход...
Вот так бывает.
С уважением Владимир Пакшенков.
PS Все рекомендованные Вами катушки работают, не петлят и баланс отличный. Некоторые, купленные первыми, уже стали долговечными.... =)).
Еще раз, пользуясь случаем, благодарю Вас за рекомендации!
Можно ведь и автомобиль не ТОшить, масло не менять, а просто доливать до уровня и ездить пока ездится!..
Но, если всё-таки ТО проводить, как положено, то машина однозначно проездит дольше и лучше.
Считаю, что с катушками - точно так-же дело обстоИт!..8)
Просто с машинами всё намного нагляднее и выразительнее.
Но речь не о том. Я против неквалифицированного ТО. Когда конюх, имея перед собой журнальную статью о полной разборке - смазке - сборке катушки, пытается все это воспроизвести, в двух случаях из трех имеет более или менее серьезные проблемы.
Никто не полезет чинить самостоятельно "забугорные" часы, катушка попроще часов, но понимание "физики процесса" необходимо....
С уважением Владимир Пакшенков
КМК ТО катушки (самопальное) подразумевает замену смазки и сборку "как было"..... А вот если катушку после этого клинит - либо смазка не та, либо собрано криво. Винить - только себя.
Про Эксию - так смазка там кончилась. Пора разобрать промыть и намазать. Более чем уверен - еще походит.
С уважением Владимир Пакшенков