Катушечный обзор. С акцентом на "безбородость"

 

Требования, предъявляемые к современным спиннинговым катушкам, заметно отличаются от требований 10-15-летней давности. В те годы многие из нас ловили отечественными «мясорубками», которые, увы, не выдерживали конкуренции с тогдашними зарубежными аналогами. Но и последние по нынешним меркам морально устарели. Даже те из них, что принадлежали к числу «неубиваемых» и дожили у кого-то в рабочем состоянии до наших дней, явно проигрывают современным катушкам, в том числе и более дешевым.

 «Черная пара»? Есть вещи поважнее!

Впрочем, если вы живете на пе­риферии, ловите на блесну «Атом-2» с катушкой «Орион», «клинской» леской, как это де­лали много лет назад, и вас все устраивает, то сегодняшний раз­говор будет вам малоинтере­сен. Однако за очень короткое время спиннинг сделал огромный шаг вперед. Коснулось это и чисто материальной части, и технико-анимационной. И для большинства читателей журна­ла рассказ о современных сред­ствах и способах ловли может представлять интерес.

Речь идет, с одной стороны, о многоволоконных лесках, вы­теснивших в спиннинге в боль­шинстве случаев монофил, с другой - о различных вариантах рывковой проводки. Сочетание того и другого, собственно, и отправило в окончательную от­ставку катушки старых образцов, поскольку они при попытке ло­вить плетеными шнурами и твичингом образовывали «бороды» почти на каждом забросе, что, как известно, для «плетенки» просто убийственно.

 С некоторых пор, покупая ка­тушку, мы стали обращать едва ли не первостепенное внима­ние на то, как она кладет шнур. И если качество укладки нас не устраивает, мы, скорее всего, от­казываемся от приобретения данной модели безынерцион­ной катушки и пытаемся подыскать ей альтернативу. Помнится, когда в магазинах на смену дамам, которым было все равно, чем торговать (морковкой или удочками), пришли молодые ребята, работавшие «три через три» (то есть три дня за прилав­ком, три - на рыбалке), посе­щение магазина для рыболова превратилось еще и в познава­тельную экскурсию. Продавцы те­перь могли и совет дать, куда лучше на рыбалку поехать, про­читать мини-лекцию о конструк­тивных особенностях тех или иных снастей. Последнее, яс­ное дело, положительным об­разом сказывалось на прода­жах. Однако нередко продавцы, как принято говорить, «разво­дили» покупателей, побуждая их брать более дорогие вещи, чем те планировали.

Применительно к катушкам просто-таки магический эффект да­вало словосочетание «черная пара». Кстати, внятно объяс­нить, что это такое, не могли не только ребята, стоявшие за при­лавком, но порой и технари, от­вечавшие на фирме за обслужи­вание катушек. Но стоило про­давцу сказать, что внутри ка­тушки «черная пара», как клиент напрочь терял волю и лез в кар­ман за кошельком...

Помимо «черной пары» хватает и других технических «завлекалочек», к которым принято привлекать интерес потенциальных покупателей. Не хотелось бы, чтобы у читателей создалось впечатление, что я призываю не обращать на все это никакого внимания. Нет, конечно. Но в сегодняшнем обзоре я бы хо­тел оценить каждую катушку как единое целое - безотноситель­но (или почти безотносительно) того, что у нее находится внутри. Общее впечатление от катуш­ки до начала эксплуатации, небольшая предварительная «на­стройка» и впечатление уже на рыбалке - этого, как показыва­ет опыт, в большинстве случаев достаточно, чтобы оценить потен­циал катушки. Ну а «настрой­ка» в основном и заключается в том, чтобы обеспечить макси­мальный комфорт при работе данной катушкой с многоволо­конными лесками.

 Регулировка конусности

Сейчас любой мало-мальски продвинутый спиннингист в кур­се, что геометрию намотки ка­тушки можно корректировать. Исправлять серьезные дефекты намотки - дело не очень благо­дарное, но «тюнинговать» не­большие шероховатости - это более чем реально. Поскольку у всех катушек, о которых речь пойдет далее, в геометрии на­мотки можно усмотреть толь­ко «небольшие шероховатости», мы вполне в силах добиться того профиля, который нас мак­симально устроит.

1.jpg

У абсолютного большинства переднефрикционных катушек (а мы сегодня рассматриваем только их) регулировка конус­ности намотки осуществляется снятием или добавлением шайб, которые располагаются на оси над звездочкой-трещоткой. Не­редко схема регулировки быва­ет описана и показана на кар­тинках в инструкции, прилага­емой к катушке. Даже если че­ловек не владеет английским, на котором обычно дается описа­ние, из картинок понятно, что при увеличении общей тол­щины шайб под шпулей геомет­рия намотки меняется в сторо­ну прямого конуса, при умень­шении - в сторону обратного. Как правило, в тех катушках, где регулировка конусности пре­дусмотрена инструкцией, подшпульных шайб бывает не одна-две, а больше - обычно четы­ре. И вот тут-то пользователя мо­жет ожидать первый подводный камень: часто все эти шайбы оказываются уже на оси. Чело­век наматывает шнур, не об­ращая внимания на картинки в прилагаемой бумажке, от­правляется на рыбалку и. прок­линает купленную катушку и продавца, который ее нахва­ливал. «Борода» слетает за «бородой», рыбалка превра­щается в форменный кошмар. Когда на оси все шайбы, про­филь намотки обычно пред­ставляет собою выраженный прямой конус. Такая геометрия может считаться приемлемой разве что в случае использова­ния монофильной лески и самой простой равномерной провод­ки. Плетеный шнур и неравно­мерная, особенно рывковая, проводка диктуют необходи­мость снять несколько шайбочек. Если их в общей сложнос­ти четыре, то, как правило, ос­тавлять нужно одну или две. Если инструкцией пользовате­ля регулировка не предусмот­рена, то обычно на оси над звездочкой располагается од­на шайба. Здесь возможны сле­дующие варианты: просто снятьэту шайбу, подточить ее по тол­щине или заменить на более тонкую или же оставить шайбу, но снять звездочку. Последнееделается в том случае, когда после снятия шайбы профиль кажется нам недостаточно «об­ратноконусным». Просто звез­дочка несколько толще шайбы, и ее удаление с оси дает боль­ший эффект. Отсутствие звез­дочки приведет к тому, что не бу­дет потрескивания при прово­рачивании фрикционного тор­моза, но я бы не сказал, что оно нам так уж нужно, зато на­мотка станет более приемлемой. Впрочем, здесь есть одно существенное ограничение. Иногда после снятия шайбы или звез­дочки шпуля садится так низ­ко, что в крайней задней пози­ции она задевает за ротор, при этом слышен характерный скре­жещущий звук. Допускать та­кое конечно же не стоит, а ес­ли вдруг это произойдет - то надо будет добавить хотя бы са­мую тоненькую (сточенную, нап­ример, на наждаке или напиль­нике) шайбочку.

Перейдем более предметно к геометрии намотки. Значи­тельные дефекты («верблюжьи горбы» и т.п.) мы не рассматри­ваем, а поговорим о том, что удается скорректировать с по­мощью подшпульных шайб. Воп­рос стоит так: до какой степени надо корректировать? На боль­шинстве своих катушек я стара­юсь сформировать «легкий об­ратный конус». Здесь можно, наверное, дать какие-то количе­ственные характеристики, но я ограничусь качественной. Речь идет о геометрии, в которой зрительно заметно небольшое увеличение диаметра массива на­мотанного шнура от задней час­ти шпули к передней.

2.jpg

Если окажется, что катушка все же скидывает петли (от двух­трех за рыбалку), то конус сле­дует сделать более выраженным, немного уменьшив толщину прок­ладок под шпулей. Но злоупот­реблять изменением геометрии намотки в сторону обратного конуса не стоит. Если переусердствовать, то увеличивает­ся вероятность попадания одно­го из витков шнура (чаще - са­мого первого после начала под­мотки) поперек бортика шпули, а это чревато последствиями вплоть до обрыва шнура при забросе где-то посередине.

В идеале регулировка профиля намотки должна быть разной, когда катушка используется для равномерной или ступенчатой проводки и для рывковой: во втором случае предпочтительнее более выраженная обратная ко­нусность. Но мы, как правило, ло­вим одной катушкой «и на джиг, и на твич». Как же быть? Вот один из вариантов. На одну из двух шпуль с шайбами той тол­щины, что будет во время ловли, сразу наматываем шнур и получаем весьма заметный об­ратный конус. Эта шпуля будет под рывковую проводку. Начи­ная намотку на вторую шпулю, увеличиваем немного толщину шайб, и часть шнура (или бэкинг) наматываем в форме цилиндра. Потом лишнюю толщину убира­ем, и рабочий участок шнура укладывается уже в виде об­ратного конуса, но общая сте­пень конусности теперь нес­колько меньшая, чем в первом случае. Эта шпуля больше рас­считана на джиг, «вертушки» и т.д.

Важно иметь в виду, что макси­мальная лесоемкость шпули по­лучается при прямом конусе. Если вы корректируете профиль намотки, переходя от прямого ко­нуса или цилиндра к обратному конусу, шнура на шпулю вой­дет заметно меньше. С другой стороны, обратный конус позво­ляет заполнять шпулю, что назы­вается, под завязку - когда вер­хние витки лежат практически на одном уровне с кромкой шпули. Поэтому реальная разница в лесоемкости выходит не такой уж и большой.

Все описанные операции тре­буют аккуратности и времени. Но оно того стоит. Пренебрежи­тельное отношение к тюнингу на­мотки вполне может обернуть­ся потерей не только эмоци­ональной стабильности, но и времени из-за распутывания «бород», и денег, поскольку не все «бороды» удается распутать и шнур убивается гораздо бы­стрее.. .

 Tom Lakefield X7Pro 1000

Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,25 мм Масса - 290 г Средняя розничная цена - 1900 р.

Хотя катушка проходит как «ты­сячник», реально она ближе к шимановскому 2500. Впрочем, это не столь уж и важно. Дан­ная модель больше привлека­ет другими особенностями. Хотя данные опросов говорят о том, что при выборе катушки на­личие запасной шпули являет­ся сколько-нибудь важным фак­тором лишь для четверти поль­зователей, некоторые фирмы борются за этого самого каж­дого четвертого более рьяно, чем политические партии за голос избирателя. В данном случае к катушке прилагаются целые две резервные шпули, причем разной лесоемкости. Это безусловный плюс.

3.jpg

А минус в том, что в каждой из трех шпуль имеется свой под­шипник, который никак не зак­реплен, поэтому при смене шпули он может вывалиться и потеряться. Правда, как мне сказали, с производителями катушки имеется обратная связь и есть все шансы, что вопрос с подшипниками бу­дет решен. Той укладки, кото­рая видна на снимке, мне уда­лось добиться, сняв звездоч­ку, но оставив шайбу. Про­филь укладки на глаз полу­чился почти идеальным. Прав­да, утверждать, что катушка совсем уж не грешит сбрасы­ванием петель, я не могу. Ра­зок за пару рыбалок небольшая «борода» слетает, но я бы не сказал, что это напрягает. По крайней мере, желания понизить уровень намот­ки шнура на шпуле у ме­ня не возникало.

4.jpg

С самого начала мне показалась слабоватой фиксация дужки, и я чисто профилактичес­ки ее усилил. Скорее всего, ничего бы и не было, но так - на всякий случай... В целом же Х7Рго оставляет очень приятное впечатление. Поскольку для многих из нас ре­шающим моментом при выбо­ре катушки является цена, ин­терес к данной модели должен быть высоким, особенно в ре­гионах.

 Flamingo Almira 1020

Лесоемкость штатной шпули - 200 м/0,20 мм Масса - 295 г Средняя розничная цена - 1500 р.

Предшествующая серия кату­шек от Flamingo называлась Rainstars и была исполнена в пластиковом корпусе. У Almira же корпус металлический, что добавляет катушке солиднос­ти и, надо полагать, долговеч­ности, но и массы тоже. Хотя в размерном индексе и значится «20», что у катушек многих дру­гих фирм говорит о принад­лежности к легкому классу, для Almira этот размер (кстати, самый малый в линейке) ближе к среднему классу - и по мас­се, и по лесоемкости, да и по тяге.

5.jpg

С деталями, ответственными за регулировку конусности, здесь дело обстоит несколь­ко иначе, чем в других катуш­ках. Сначала на ось наса­жены две металлические шайбы, затем звездочка и сверху - пластиковая шайба. Снятие пластмассовой шайбы дает средний обратный ко­нус, что можно считать опти­мальным. Правда, при этом звездочку с металлическими шайбами ничто не сдержива­ет, и при снятии шпули они мо­гут просто соскочить и поте­ряться, так что нужно соблю­дать аккуратность.

С самого начала я заполнил шпулю Almira под завязку, но несколько «бород» катушка на первой же рыбалке скинула. У недорогих катушек без «бес­конечного» винта профиль намотки внешне почти иде­альный, но проблема «бо­роды» все же дает о себе знать. Я счел излишним еще больше увеличивать конус­ность и предпочел решить вопрос более простым и очевидным способом: немного уменьшил количество шну­ра на шпуле. Теперь он не доходил до максимального уровня миллиметра на пол­тора. Хотя, надо думать, это пошло немного в ущерб дальнобойности, главную проблему тем самым уда­лось решить: сброс «бороды» прекратился.

6.jpg

Вывод таков: эта катушка хоть и не лишена небольших недос­татков, но очень работоспо­собная. Особенно с учетом более чем доступной цены.

 Daiwa Freams KIX 2500

Лесоемкость штатной шпули - 130 м/0,30 мм Масса - 290 г Средняя розничная цена - 4500 р.

Когда несколько лет назад Daiwa анонсировала принци­пиально новую концепцию Real

Four, были некоторые сомнения относительно ее перспектив­ности. В частности, вызывал массу вопросов сознательный отказ от «бесконечного» винта в кинематической схеме. Од­нако прошло время, накопи­лась статистика отзывов и ста­ло ясно, что Real Four отнюдь не только красивое название и маркетинговый ход, но и ре­альный шаг вперед по сравне­нию с концепциями катушек предыдущих поколений. Характерно, что среди серий, исполненных по концепции Real Four, катушка Freams KIX появи­лась последней, а по цене она является самой доступной. То есть сначала идея была обка­тана на дорогих Certate и Exist, а потом, выражаясь нашим язы­ком, «по просьбам трудящихся» появилась Freams KIX. За мно­гократной разницей цен сто­ит, прежде всего, различие в иcпользованных материалах, по­этому разброс в такой характе­ристике, как собственная мас­са катушки, очень велик. С дру­гой стороны, в снасти средне­го тестового класса миними­зация массы катушки не столь важна, как в легком или тем более сверхлегком классах, а потому мы сравнительно немного теряем, делая выбор в пользу Freams KIX 2500 и по­лучая при этом свойственные Real Four тяговые характерис­тики, ровность хода и качес­тво намотки.

7.jpg

Относительно качества намот­ки заметим, что с того момен­та, когда шпули дайвовских ка­тушек приобрели обратноко­нусную геометрию (ABS), ак­туальность дополнительной ре­гулировки свелась к минимуму. В некоторых моделях толщи­ну подшпульных шайб можно немного уменьшить, что я и проделал с Freams KIX, но мож­но и оставить, как есть.

Не буду грешить против ис­тины и утверждать, что ABS сама по себе исключает сброс петель, но случается это скорее как исключение. С катушкой Freams KIX я провел около пятнадца­ти рыбалок, было три или четыре сброса небольших «бород», которые удавалось бы­стро распутать без послед­ствий.

8.jpg

По общему же впечатлению эта модель должна быть инте­ресна в первую очередь лю­бителям джиговой ловли.

 Tica Splendor SJ 2500

Лесоемкость штатной шпули - 140 м/0,30 мм Масса - 255 г Средняя розничная цена - 2600 р.

Модель появилась в продаже толь­ко этим летом. Сильное впечатле­ние произвела малая масса катуш­ки, особенно с учетом корпуса и ро­тора из алюминиевого сплава, и невысокая цена. Понравилась и балансировка. Единственное, что в катушке показалось мне спорным, это эластичная муфта вместо клипсы для фиксации лески - муф­ту легко потерять.

Стоит отметить, что Tica, как и Daiwa, отказалась от бесконечно­го винта в кинематической схеме.

9.jpg

Вместо него реализована система, которую иногда называют «паро­возной». Разница лишь в том, что теперь это сделано на качествен­но ином уровне, со строгим расче­том, позволяющим избежать не­ровностей укладки лески, которые были свойственны прежним катушкам с такой системой. Кроме то­го, геометрия корпуса катушки такова, что в ней максимальноучитываются положение и переме­щения находящихся внутри под­вижных элементов. Благодаря это­му удалось еще более уменьшить массу катушки. Все вместе это обозначается как «концепция Cyber­netic».

10.jpg

Профиль намотки в изначальном виде представлял собою цилиндр с очень небольшим возвышением в средней части - это напомнило намотку, характерную для неко­торых матчевых катушек. Я смотал примерно половину шнура, снял подшпульную шайбу и намотал шнур обратно. Получилось замет­ное повышение уровня намотки от задней части шпули к средней и цилиндрический профиль в пе­редней части. За две рыбалки с применением исключительно рывковой техники дважды слетали нек­ритичные петли. При джиговой ловле проблем вообще не возни­кало. Очевидно, что намотка все­го шнура (с бэкингом) при снятой шайбе должна стать оптимальной для этой катушки, если рассчиты­вать на ее частое использование в ловле на рывковые приманки.

 Howard C-40F

Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,40 мм Масса - 375 г Средняя розничная цена - 1000 р.(?)

Если уж речь зашла о цене, то обратите внимание, какой она обозначена для данной модели. Правда, говорить о чем-то кон­кретном не приходится, посколь­ку этой катушки пока нет на на­шем рынке, а если она и появит­ся, то скорее под какой-то дру­гой маркой. Я включил Howard в обзор, во-первых, потому что катушка физически существует; во-вторых, потому что ломает некоторые стереотипы.

Катушка самой-самой «народ­ной» ниши с качественной ук­ладкой, хорошими силовыми ха­рактеристиками... Неужели такое возможно? Как видите, да. Над ук­ладкой, разумеется, пришлось поработать, но самую малость. Однако замечу, что я тестировал и другую катушку той же производ­ственной линии, и там с укладкой были серьезные проблемы: шнур наматывался в форме своего ро­да «резьбы» или «шнека». Специалисту-механику причина понятна, как, впрочем, и способ исправ­ления. Важно только донести до ин­женеров китайского завода (а Howard именно в этой стране де­лается), что от них требуется.

11.jpg

Ловил я этой катушкой всего на двух рыбалках, но по возможнос­ти максимально ее нагружая. В ча­стности, в роли основных приманок использовал рывковые воб­леры массой более 40 г с суще­ственным лобовым сопротивлени­ем. Щук под 5 кг вытаскивал фор­сированно на толстом шнуре при намертво затянутом фрикционе. Howard испытание выдержал.

12.jpg

Из этого, конечно, не следу­ет, что данная катушка не раз­валится на пятой, десятой или двадцатой рыбалке. Но есть ощущение, что не развалится, а если эксплуатировать ее в бо­лее щадящем режиме, то тем более.

 Black Hole Top Basser 2500

Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,32 мм Масса - 275 г Средняя розничная цена - 5200 р.

13.jpg

Эта модель выпускается далеко не первый год и достаточно хо­рошо знакома рыболовам нашей страны. Я включил ее в обзор, поскольку Top Basser именно размера 2500 достался мне в те­кущем году. Кроме того, катуш­ка интересна тем, что в ней в полной мере реализована та са­мая регулировка конусности на­ мотки, на которой мы сегодня делаем акцент. На оси - изна­чально «классический» для таких катушек комплект из четырех шайб, одну из которых, на мой взгляд, следует снять, возмож­но, даже две, но не более, пос­кольку для данной модели это уже будет явный перебор - чрез­мерно крутой обратный конус. Профиль намотки, который мож­но видеть на фото, - с двумя шайбами. Возможно, он пока­жется не совсем идеальным, но сброса петель с этой катушки у меня не было.

В целом Top Basser - модель на­дежная и долговечная. Катушка размера 4000, которой я ловлю уже три года, только однажды вынуди­ла залезть внутрь - когда от пру­жинки дужки отломился небольшой кусочек.

14.jpg

Из недостатков я бы обратил вни­мание на чуть большую, чем хоте­лось бы, массу, од­нако это в UL- категории собственная масса ка­тушки по-настоящему критична, а Top Basser 2500 - модель полно­ценного среднелегкого класса.

 Cormoran Corcast Super Spin 8PiF

Лесоемкость штатной шпули - 160 м/0,30 мм Масса - 320 г Средняя розничная цена - 2100 р.

Катушка обращает на себя вни­мание тем, что ни на какую дру­гую не похожа. Впрочем, в «ка­тушечном мире» было немало прецедентов, когда внешними (причем довольно сомнительны­ми) достоинствами все и огра­ничивалось. Но здесь опреде­ленно не тот случай. По край­ней мере, основная отличи­тельная идея, заложенная в Corcast, себя более чем оп­равдывает.

15.jpg

Идею эту трудно назвать но­вой или революционной. Еще лет десять назад на увеличение ди­аметра шпули пошла Daiwa. Мотивация понятна: чтобы ра­бочий отрезок шнура распола­гался более тонким слоем (при этом заброс выходил бы более далеким), можно не удлинять шпулю, а увеличить ее диаметр. В эпоху жестких монофильных лесок увеличение поперечного габарита шпули требовало со­размерного увеличения про­пускных колец, но для плетеных шнуров в том нет ни малейшей необходимости, а потому ди­аметр шпули Corcast оказался даже бoльшим, чем у дайвовских катушек конца 1990-х годов.

В том, что такая геометрия шпу­ли дает эффект, сомневаться не приходится. Я не проводил специальных тестов, но, когда ловил на соревнованиях в ок­ружении конкурентов (осна­щение которых позволяло го­ворить о «прочих равных ус­ловиях»), обращал внимание, что мой воблер летит заметно дальше. Профиль намотки от­регулировал в виде среднего по крутизне обратного конуса. Этого оказалось достаточно, чтобы полностью исключить сброс петель.

Еще стоит отметить, что катуш­ка обладает очень достойными силовыми характеристиками. Я ловлю ею шнурами с ре­альным тестом 15-17 lb, и нет ощущения, что это перебор.

У катушки есть и недостатки. Так, клипса на шпу­ле, предназначен­ная для фиксиро­вания лески, изна­чально болталась ее пришлось удалить. Но это не система, а дефект конкретно­го экземпляра. А вот line guard protector - специальные щеточки по бо­кам шпули, призванные не до­пустить попадания внутрь и на мой взгляд, конструктивное излишество, тем более что нес­колько раз шнур внутрь катуш­ки все-таки попадал...

Но это все мелочи, особенно ес­ли учесть очень демократич­ную цену катушки. Общее впе­чатление от Corcast однознач­но положительное.

 Banax Ares 600

Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,24 мм Масса - 230 г Средняя розничная цена - 2500 р.

С ростом популярности сверх­легкого спиннинга стало прояв­ляться одно не вполне очевид­ное поначалу противоречие. Если поставить задачу так: тре­буется катушка UL-класса сред­ней ценовой категории, мак­симально легкая, с «беско­нечным» винтом и качественной укладкой лески, то до сих пор она, строго говоря, не имела ре­шения. Спрос пусть и неболь­шой, но есть, предложения - нет. Что делать?

16.jpg

С удилищами проще: можно заказать партию в несколько де­сятков штук с разработкой ин­дивидуальной геометрии блан­ка и прочих конструктивных особенностей, и цена не пока­жется заоблачной. Совсем ина­че с катушками: разработка принципиально новых габари­тов и геометрии корпуса дела­ет цель оправданной, когда за­каз исчисляется многими сот­нями или даже тысячами эк­земпляров. Это и есть основная причина того, что в большинстве бюджетных серий спиннин­говых катушек все хорошо с «ходовыми» размерами, а пол­ноценного ультралайта нет, поскольку спрос на него на по­рядок меньше.

Тем не менее российские пар­тнеры фирмы Banax решили разорвать порочный круг, при­няв самое непосредственное участие в разработке новой катушки. Модель Ares проекти­ровалась на базе хорошо зна­комой многим Si, только с заме­ной металлического корпуса графитовым и удалением из него там, где можно, «жировых отложений». Получился сво­его рода бодибилдинг - умень­шение массы при сохранении основных рабочих характерис­тик. Я это все наблюдал в про­цессе, поэтому могу по досто­инству оценить проделанную работу.

На мой взгляд, немного вы падает из общего контекста чрезмерная лесоемкость шпули Ares. Для чистого ультралайта разумным пределом было бы 100 м/0,2 мм. Мне достался Ares в предсерий- ном исполнении, изготовленный за несколько месяцев до на­чала массового производства. То есть довольно «сырой» эк­земпляр, с чуть туговатым ходом и заметными люфтами. Но, поопыту работы с катушками Banax, я знаю, что к моменту за­пуска модели на поток, такого рода недочеты устраняются. Потому уверен, что в самом ближайшем времени Ares зас­тавит о себе говорить как о ка­тушке, позволившей стереть грань между полноценной снастью UL-класса и доступ­ной для большинства из нас цене.

 DAM Quick 2000 FD

Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,35 мм Масса - 340 г Средняя розничная цена - 6000 р.

С одной стороны, это нечто принципиально новое от фирмы DAM, с другой - катушка выпол­нена с элементами «ретро». Катушка необычная, поэтому не­удивительно, что на выставке EFTTEX она завоевала приз зрительских симпатий.

Одна из отличительных черт новой Quick - это так называ­емый прямой привод (direct drive), когда один из элементов главной передаточной пары располагается непосредствен­но на оси катушки. Прямой привод предъявляет опреде­ленные требования к свой­ствам применяемых матери­алов и общему качеству ис­полнения, поэтому оснащенные им катушки не могут быть де­шевыми. Зато в итоге получа­ются очень гладкий ход (без люфтов, пульсаций и биений) и высокие силовые характе­ристики. На катушку дается пожизненная гарантия.

17.jpg

Очень оригинально исполне­на в этой катушке система ре­гулировки профиля намотки. Формально она проходит как «система коррекции по тол­щине шнура». Кстати, на любой катушке, если на две одина­ковые шпули намотать леску существенно разных диаметров, профили укладки будут замет­но отличаться. Иными словами, если, к примеру, отрегулировать на катушке намотку в расчете на «плетенку» диаметром 0,13 мм, а на резервную шпу­лю намотать монофил 0,25 мм, то получится несколько не то, на что рассчитывали, поэтому лучше все-таки пользоваться на одной катушке лесками с ди­аметрами, которые отличают­ся максимум на треть. А систе­ма регулировки, реализованная на Quick, снимает это ограни­чение, поскольку регулятор на­ходится в самой шпуле. Соот­ветственно одну из шпуль мож­но настроить на тонкий шнур, другую - на толстый.

Однако учет диаметра шнура имеет все же меньшее значе­ние, чем использование этой системы для регулировки конус­ности. Делается это так. Сна­чала наматывают шнур на шпулю в ее исходном состоянии. Если про­филь намотки не ус­траивает, сматывают шнур, снимают шпулю, отпускают фрикцион, нажимают на кнопку, что находится в передней части шпули, и с помощью отвертки или монеты переводят регулятор из исход­ного положения в одно из трех оставшихся. Далее снова на­матывают шнур и смотрят, насколько теперь устраивает про­филь намотки...

18.jpg

Сложновато, не правда ли? Да, особенно на фоне того, что многие натренировались ре­гулировать конусность тради­ционным методом быстро и чуть ли не вслепую - пример­но как разбирать и собирать ав­томат Калашникова в армей­ские годы. А для тех, кто с тру­дом может представить, что в катушке что-то еще надо нас­траивать, - это вообще дре­мучий лес. Но такая система имеет свои плюсы, и освоение ее - дело 10-15 минут.

 Ardent S-4000M

Лесоемкость штатной шпули - 120 м/0,30 мм Масса - 290 г Средняя розничная цена - 5200 р.

19.jpg

Данная катушка отличается от всех предыдущих одной суще­ственной деталью: она сдела­на не в Азии, а в США. Для многих из нас это более чем серьезный аргумент. Появление новой катушки «made in USA» было анонсировано еще в прошлом году, поэтому эффек­та разорвавшейся бомбы в пол­ной мере не получилось. Пожалуй, не скажешь, что Ardent несет в себе какие-то револю­ционные идеи. Чисто внешне ка­тушка неброская, нет никаких привлекающих внимание зо­лотистых «нашлепок», харак­терных для азиатских изделий. Зато есть изначальная абсо­лютная боеготовность. Я прос­то намотал шнур без всякой предварительной регулиров­ки, и после первой рыбалки не возникло даже малейшего же­лания что-либо тюнинговать - будь то профиль намотки, фик­сация дужки или что-то еще. Разве что в самом начале ощу­щалось небольшое затруднение хода катушки в момент про­хождения шпулей крайней пе­редней точки, но уже через па­ру часов все прикаталось и ход стал бархатным.

20.jpg

По паспортным данным, катуш­ка рассчитана на использова­ние лесок до 12 lb, я же ради эк­сперимента при проверке запа­са живучести намотал 20-фун­товый шнур. Вам, конечно, это­го делать не советую, но отмечу, что катуш­ка без видимых пос­ледствий справляет­ся с нагрузками, ко­торые она испыты­вает из-за приме­нения столь проч­ного шнура. За первые пять или шесть рыбалок не было ни одного сброса петель, что тоже радует.

Минус всего один, но сущес­твенный. Ardent - это пока не серия, а одна-единственная модель одного размера. Очевид­но, этот размер и является самым ходовым. Но ведь мно­гим из нас требуется катушка несколько других габаритов..

 Рыбачьте с нами 10/2007


Возврат к списку