Пусть будет "нитка" белой-белой...
Самой первой «плетенкой», которой мне довелось половить, была Berkley Gorilla. Никогда не забуду того эффекта сверхчувствительности, когда поклевка голавля отдавалась в руку «ударом молотка». Сейчас это воспринимается как само собою разумеющееся, тогда же после моно суперсенсорность была в диковинку. Помню и то, как мой первый 90-метровый моток шнура убился на камнях окских перекатов за пяток рыбалок. Отложился в памяти и его цвет - темно-зеленый.
Историческая справка
То, что теперь принято называть «многоволоконными рыболовными шнурами», появилось очень давно. Раньше были кевларовые шнуры и прочие плетеные лески, в далекой исторической перспективе восходящие к лескам из конского волоса. Но сейчас речь пойдет только о «плетенках» из волокон высокомолекулярного полиэтилена, известных под марками Dyneema, Spectra и пр. Появились они в 1960-е гг., но ни тогда, ни позже не рассматривались в роли шнуров для ловли рыбы. Это были технические нити, которые первое время использовались на нужды оборонных и космических ведомств. И не только американских или западноевропейских; в СССР также производились технические нити с очень похожими свойствами. Некоторые из них мне даже довелось испробовать на рыбалке, однако это было уже в те годы, когда мы успели познать прелести «полноценных» плетеных лесок, и проба отечественных «ниток», созданных совершенно для других целей, позитивного впечатления не оставила.
Впрочем, и те плетеные шнуры, которые появились в первой половине - середине 1990-х гг. в рыболовных каталогах, тоже были не совсем «профильными». Их разрабатывали и производили для решения несколько иных задач, нежели ловля рыбы, но из всего многообразия выпускавшихся в то время подобных шнуров можно было выбрать что-то более-менее подходящее.
На особое изобилие тогда рассчитывать не приходилось. По сути, мы были ограничены в выборе четырьмя марками: Corastrong, Hypron, Gorilla и Optima. Первые два названных шнура «наделали шороха» именно потому, что появились первыми. Затем на прилавках оказалась Gorilla и тоже была на слуху. А вот Optima большинство даже и не припомнит. Монофил, производимый этим германским концерном под собственной маркой, пользовался немалой популярностью, а «плетенка» прошла незамеченной. Почему так произошло? Причина такой дискриминации шнура от Optima - не в его ненадлежащем качестве и не в слабости дилеров. Она, образно выражаясь, была предопределена «цветом кожи»: шнур Optima был белым, тогда как конкуренты предлагали рыболовам «плетенку», исполненную в серовато-зеленых тонах.
Прошло всего несколько лет, и на прилавках наших рыболовных магазинов можно было найти уже не менее десятка марок многоволоконных лесок. У многих рыболовов сформировались свои предпочтения по их физическим свойствам: одни - ставили на первое место менее страдающую от запутывания FireLine, другие - выбирали мягкие и скользкие японские «плетенки».
С цветом шнура поначалу все было менее очевидно, но один мой знакомый, занимавшийся оптовой торговлей, как-то поделился статистикой продаж ставшего уже весьма популярным шнура Power Pro. Он заметил, что серо-зеленый шнур продается очень хорошо, желтый - немного хуже, розовый - сильно отстает, а белый - почти весь «висит», то есть не продается совсем.
В чем причина успеха двух наиболее рейтинговых расцветок плетеных шнуров? Серозеленый цвет, в англоязычной версии называемый «moss green», представляется рыболову «маскировочным», то есть менее заметным для рыбы, а ярко-желтый выбирают в силу диаметрально противоположного мнения: такая «плетенка» более заметна. Заметна для человека, а как там для рыбы - неважно: рыболов действует, исходя из предположения (и, в общем, достаточно обоснованного), что яркие тона рыбу не отпугивают.
Место белых шнуров в рамках этой системы предпочтений определить не удается. И окраска их кажется не очень маскировочной, и с заметностью для глаза рыболова - тоже не очень. Короче, ни рыба ни мясо. Плюс еще в белом шнуре видится какая-то недоделанность, «полу- фабрикатность». Он вызывает ассоциации с детской книжкой- раскраской, разве что акварели с кисточкой к нему не прилагаются... Примерно такие мысли приходят на ум каждому, кто видит на витрине шнур-альбинос, и потому просят у продавца не его, а какую-то другую окрашенную «нитку».
Кстати, знакомый, торговавший шнуром Power Pro, в итоге от белого отказался. От него, говорит, одни убытки. Некоммерческий, знаете ли, цвет оказался.
Лет с десяти я увлекаюсь фотографией. Сначала на чисто бытовом уровне; потом фотоснимки превратились в средство иллюстрации статей в периодике, и отношение ко всему, что с ними связано, стало более профессиональным. И тут я заметил одну интересную вещь. Фотопленка для любителей продавалась в яркой, привлекающей внимание упаковке, а профессиональная - в неброских пластиковых флаконах, на которых значилось «Pro Pack», что говорило само за себя. Любителя надо «заманивать» внешними эффектами, профессионал же и так знает, что ему нужно.
Примерно так же обстоит дело и в других областях. С наскока тяжело понять, чем «профессиональный» товар лучше «любительского», да и торговля не особо утруждает себя разъяснениями, поскольку основные обороты делаются на товаре «любительского» уровня.
С этой точки зрения многоволоконная леска белых тонов вполне может считаться «профессиональной». Она стоит не дороже окрашенной «плетенки», однако рассчитана в большей мере не на массового рыболова, приносящего торговым организациям львиную долю доходов, а на специалиста, понимающего неочевидные для большинства преимущества белых шнуров.
Впрочем, в последние года полтора картина начала меняться. У производителей и торговли явно проявляется интерес к росту продаж «плетенок», исполненных в белых тонах, именно для массовых рыболовов. И тому способствуют новые аргументы. Но начнем со старых.
Для начала следует объективно обозначить основные отличия простой белой многоволоконной лески от аналогичной, но «маскировочной» и «сигнальной» расцветок.
В отличие, например, от кевлара (арамида), волокна высокомолекулярного полиэтилена сами по себе бесцветны. Сплетаемая из них нить автоматически, если ничего не добавлять, получается белой. Соответственно, если шнур из волокон Dyneema (или аналогичных) имеет какой-то другой цвет, значит, его покрасили, то есть добавили пигмент, превративший шнур в ярко-желтый, пастельнозеленый или какой-то еще. Надо сказать, что пигмент исполняет паразитную роль, то есть он (пусть и самую малость) ухудшает прочностные свойства шнура. Это хоть и небольшой, но аргумент в пользу шнура- альбиноса.
Кроме того, процесс окрашивания полиэтиленовых волокон весьма сложен, поскольку краска с трудом «пристает» к «плетенке», а в процессе пользования яркость и насыщенность тонов шнура уменьшаются. Со шнуров попроще краска буквально на глазах облезает, оседая желтым или черным налетом на пропускных кольцах, у шнуров подороже такого явно не происходит, но все равно с каждой рыбалкой они становятся на рабочем участке все более блеклыми. И зачастую «сияющежелтый» новый шнур через три рыбалки становится почти таким же белым, каким мог быть, если бы его вообще не красили. Даже, пожалуй, хуже, поскольку из-за вымывания частиц красящей субстанции «плетенка» становится несколько более рыхлой, а это едва ли идет ей на пользу.
Насколько «сигнальность» (то есть заметность для глаза) делает такие шнуры более предпочтительными по сравнению со всеми остальными, прежде всего, со шнурами белого цвета? Яркие шнуры востребованы в первую очередь в джиговой ловле, особенно когда используются головки малой массы. При ловле с тяжелыми джиг- головками проводка хорошо отслеживается рукой или по вершинке удилища, и заметность шнура особой роли не играет. А легкая головка, особенно в ветреную погоду, не дает достаточного «отыгрывания» вершинки спиннинга или тактильного ощущения, и приходится надеяться только на визуальное восприятие шнура. Понятно, что темные приглушенные тона в таком случае заведомо хуже, а желтые, розовые и оранжевые цвета - самое то. Белый же если и уступает всем этим подчеркнуто «сигнальным» цветам, то самую малость. По крайней мере, я не испытываю никаких неудобств, когда ловлю белой «плетенкой» на легкий джиг при ветре, чего нельзя сказать про серо-зеленый шнур. То есть белый шнур очень незначительно проигрывает шнурам «сигнальных» расцветок, сильно превосходя «маскировочные». Отмечу еще одну маленькую деталь: когда ловишь в поляризационных очках, ближний участок водной поверхности затемняется, и на этом фоне светлый шнур воспринимается более контрастно.
Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Очень многие спиннингисты уверены, что рыба видит «плетенку», поэтому с ней бывает меньше поклевок, чем с монофилом. Я бы это мнение в большинстве случаев оспорил. Но есть и меньшинство, с которым приходится считаться. Понятно, что лимонно-желтый и подобные ему шнуры, если предположить, что рыба действительно боится ярких лесок, будут забракованы в первую очередь. Ведь откуда ни посмотри, они очень заметны. С белыми и «маскировочными» шнурами все менее очевидно. Заметность шнура зависит от фона, на котором он просматривается, и от прозрачности воды. Когда вода в той или иной мере замутнена, белые и серовато-зеленые шнуры малозаметны. По крайней мере, они гораздо меньше обращают на себя внимание, чем ярко-желтые. Когда речь идет о черно-белых тонах, важным становится то, как шнур накладывается на тот или иной фон. И нужно правильно себе представлять, с какого ракурса рыба видит шнур в момент атаки: сверху, сбоку или снизу. Шнуры «маскировочной» окраски лучше всего «растворяются» на фоне дна или просто более глубоких слоев воды, то есть если смотреть на них сверху. Однако сверху рыба атакует относительно редко. Это бывает в тех случаях, когда хищник идет за приманкой (джигом или колеблющейся блесной) и атакует в момент остановки подмотки, когда приманка уходит вниз. Чаще же рыба производит короткий бросок на тот же джиг из засады по наклонной траектории немного снизу вверх.
Приманки, которые ведут в толще воды, хищник (щука, окунь или жерех) чаще всего атакует с того же уровня, то есть сбоку или сзади, а в некоторых случаях, например при ловле голавля в речных приямках, - снизу. Для поверхностных же и сверх- мелководных приманок атака снизу - это вообще норма. Белый шнур менее других заметен при атаке снизу вверх. Да и при боковом нападении на приманку он по малозаметности не уступает шнурам серо-зеленых тонов. Я это проверял специально с помощью зеркала, установленного под углом 45°. Если интересно, можно поэкспериментировать хотя бы в ванне. Ограниченную прозрачность удается смоделировать с помощью хвойного экстракта или чего-то подобного, а на противоположной стороне ванны в качестве имитации подводной растительности стоит закрепить пластиковый пакет зеленоватых тонов.
Пару лет назад в ассортименте многоволоконных лесок от Berkley появился образец, про который в аннотации было сказано ни больше ни меньше: «Если и существует что-то более прозрачное, то это моно». Что такое реклама и насколько часто она бывает некорректной, хорошо известно. Однако в данном случае формулировка абсолютно соответствовала реальным свойствам изделия: новый шнур FireLine с характерным названием Crystal и в самом деле по прозрачности уступал разве что монофильным лескам. Среди многоволоконных шнуров он был на тот момент уникальным в своем роде. Первая реакция на FireLine Crystal была довольно скептической, по крайней мере до того, как она попадала в руки, не особо верилось, что, грубо говоря, «веревку» можно сделать прозрачной.
Я был одним из первых, кто в нашей стране попробовал FL Crystal, - мне шнур привезли еще в виде образца с выставки ICAST. Разумеется, сразу скрупулезно изучил новый шнур, в том числе и под микроскопом. Само название Crystal показалось мне в первый момент несколько тенденциозным. Шнур был полупрозрачным или, скорее, молочно-прозрачным, что, впрочем, все равно было существенно выше моих скептических ожиданий.
Пытаясь понять, как такого эффекта удалось добиться, я вдруг вспомнил, что с чем-то подобным нам случается сталкиваться не так уж и редко. Представьте самый обычный лист бумаги. Если взглянуть сквозь него на просвет, то мы практически ничего, кроме равномерно белого фона, не увидим. А если капнуть на бумагу какое-нибудь жидкое масло и дать ему впитаться, то через промасленные участки можно различать кое-какие предметы, то есть пропитка позволяет добиться от волокнистой структуры определенного оптического эффекта и непрозрачный материал становится «опаловым».
Примерно так происходит и с FL Crystal, и с некоторыми другими многоволоконными шнурами схожего типа, которых становится все больше. Специальная пропитка, или связующее, позволяет значительной части падающего на такой шнур света не отражаться или поглощаться, а проходить сквозь него, слегка при этом рассеиваясь.
Сейчас в наших магазинах можно найти не менее четырех многоволоконных шнуров с теми или иными претензиями на прозрачность. Встречается немало и чисто-белых. «Просто белые» шнуры мы отнесли к «профессиональным». Понятно, что под такое определение подходит далеко не всякая «нитка» белого цвета, а только исполненная должным образом из соответствующего материала. Полиэтиленовые волокна бывают очень разными по качествам, и схема плетения и дешевых, и дорогих - это далеко не одно и то же. К подобным «профессиональным» шнурам относится Daiwa Morethan - чисто-белая «плетенка», плотная, но не жесткая, скользкая и весьма износостойкая, для нее характерно хорошее соотношение между реальными диаметром и прочностью. Однако и цена такого шнура вполне под стать «профессиональному» статусу. Чисто внешне на нее похожа «нитка» Whiplash Pro Crystal. Честно говоря, она вызывает некоторые сомнения относительно того, есть ли какие-то отличия от «обычного» шнура с тем же названием, кроме отсутствия красителя. Примерно те же слова («забыли покрасить», «сэкономили на пигменте») иногда приходится слышать и в отношении других «кристальных» шнуров. Но, пожалуй, именно Whiplash Pro Crystal дает больше всего поводов для таких мыслей. По крайней мере, у того же FL Crystal «опаловый» эффект выражен гораздо заметнее. Впрочем, я бы не стал расценивать данное обстоятельство как аргумент против Whiplash Pro Crystal, поскольку с чисто практических позиций этот шнур заслуживает вполне позитивной оценки. Стоит лишь отметить странную шкалу маркировки диаметра шнура Whiplash Pro (и Crystal - тоже): его номинальные
По «родоначальнику жанра» - FireLine Crystal сейчас уже предостаточно статистики, кстати, не очень однородной. И реплики про «забыли покрасить» изредка раздаются (хотя здесь- то эффект полупрозрачности достаточно выраженный), и про пару случаев некондиции приходилось слышать, но это общая проблема термофьюзных шнуров - такое с ними изредка случается. Однако в целом тональность отзывов о FL Crystal вполне позитивна. Так, на соревнованиях на хорватском озере Тракошчан я видел у нескольких участников именно этот шнур, и все они отмечали, что выбор данного шнура положительно сказывается на количестве поклевок.
В линейке диаметров FL Crystal очень хороши сверхтонкие шнуры. Их в полной мере успели оценить любители ультра- лайта. По крайней мере, в спиннинге UL-класса проблема выбора между моно и «плетенкой» решается в пользу именно такого шнура.
Совсем недавно появившаяся на рынке многоволоконная леска Stren Microfuse для меня пока остается в некотором роде загадкой. С одной стороны, она наиболее прозрачная из всех «плетенок» сегодняшнего обзора. Когда впервые увидел Stren Microfuse, тут же понял, что она мне напомнила. В советские годы отечественная промышленность выпускала монофильную леску не только в виде правильной «жилки», но и заметно «ребристую». «Ребристость» была, скорее всего, не оригинальным замыслом, а следствием проблем с технологией. И если бы вдруг шнур Stren Microfuse попал ко мне лет тридцать назад, я бы ни на секунду не усомнился, что это не что иное, как самая обычная клинская леска, - сходство поразительное! Почти та же прозрачность, плюс некоторая «ребристость». Заявленные для этого шнура флуоресцентный эффект в дневное время и «голубое неоновое» свечение в ночное оказались, мягко говоря, весьма скромными. По крайней мере, я не заметил, что Stren Microfuse был заметнее для глаза, чем просто белая «плетенка», при ночной ловле судака под Кремлем. Могу лишь предположить, что эффект может проявиться не в условиях освещенной набережной, а в кромешной тьме. Наконец, шнур Dragon Invisible Braid. Внешне и по механическим свойствам он напоминает FireLine: такой же жесткий, даже с некоторой «памятью». Но по ходу пользования жесткость делается заметно меньшей. Со временем гладкая поверхность начинает немного ворситься, рабочий участок становится более матовым, и его полезно бывает периодически подрезать. Хотя ворсистость почти не влияет на прочность, что, безусловно, говорит о практических достоинствах Invisible Braid. Разве что после рыбалки в недостаточно чистой воде шнур из-за оседания частичек мути превращается из кристально-белого в слегка кремовый. Но то же самое в той или иной мере характерно для всех белых шнуров. Попробуйте-ка в снежно-белых штанах прогуляться по московским улицам и поездить на общественном транспорте и посмотрите, что с ними будет к вечеру.