Последние сообщения блогов

Лепестки Часть I

Не знаю, как вы, но я вот первую свою рыбу спиннингом – молодого судачка – поймал на вертушку. Поэтому  к приманкам с лепестком, будь то классическая вращалка, тейл-спиннер или спиннер-бейт, я отношусь с некоторым пиететом.  Собственно лепесток играет во всех таких приманках главную роль. И сегодня мы поговорим предметно об этом важнейшем их элементе.

Первая внятная попытка как-то классифицировать лепестки вращающихся блесен была предпринята в конце 80-х – в журнальной статье о блеснах Mepps. Если коротко, то ее смысл сводился к следующему. Существенное большинство лепестков попадает в одну из трех групп. Это округлые – с очень широким углом разлета при вращении (Aglia и подобные), со средними пропорциями и средним разлетом (Comet и т.п) и узкие по «комплекции» и углу отклонения (Aglia Long и др.). Это все правильно, но, как принято говорить, дьявол кроется в деталях. Вот на некоторых из таких деталей мы сегодня и остановимся.
История первая. Я осваивал ловлю спиннингом мелкого окуня летом 1980 года у себя в Ступине на Городском пруду. Окунь – капризный и привередливый, но я нашел-таки вариант приманки, стабильно дававший результат. То была самодельная вертушка с лепестком средних пропорций из мельхиора (похожая – на фото). Примерно 1-го номера, если переводить на современную классификацию.

В то время в магазинах продавалась блесна с вызывающим названием «Окуневая». Для моего прудового окуня она была великовата, поэтому я решил сделать вертушку с таким же удлиненным лепестком, но в меньшем размере. Сделал (примерно как на фото). И сразу – на пруд.

…Четыре часа ловли попеременно на старую блесну и на новую – и крайне неожиданный счет 7:0 – в пользу более короткого лепестка! Тем более что в то время я разделял мнение, что блесна должна быть максимально похожей на настоящую рыбку. Ведь именно длинный лепесток давал эту самую похожесть.
Резюме. Приведенный пример – не единственный в своем роде. Хищник часто бывает весьма избирателен, когда дело касается геометрических пропорций лепестка.
История вторая. Лепестки, исполненные по типу «Аглии» - с плоской окантовкой – в англоязычном рыболовном мире называют «французскими» (french type). Типаж, как мы все знаем, очень распространенный. На рынке великое множество вертушек с таким лепестком. Так вот, несмотря на всю их общую схожесть, результаты их применения могут очень сильно отличаться. В последние несколько лет я довольно часто ловил на вертушки на городском участке Москвы-реки. И набралась любопытная статистика.

Как ни странно, наибольшая частота (если это слово здесь уместно) поклевок оказалась у Mottomo Fire Blade и ее аналогов от Lucky John и  Sprut, далее – Comet,  Aglia, DAM Effzett. Все остальное – существенно хуже. При этом разница между ними всеми по пропорциям лепестка минимальна. Лепесток блесны от Mottomo – что-то среднее между Comet и  Aglia. Однако ж…

Резюме. Даже очень близкие по геометрии лепестки могут оказаться заметно по-разному привлекательными для хищника. Иногда, правда, наши оценки по этой части бывают субъективны. Но если вы располагаете большим опытом ловли на вертушку на какой-либо акватории, то такого рода выводы не должны вызывать особых сомнений.
История третья. Если вернуться в начало 80-х, когда осваивать ловлю окуня на вертушку приходилось с нуля методом проб и ошибок, то я для себя подтвердил ожидаемую, в общем-то зависимость: с увеличением размера блесны мы теряем в числе поклевок, но выигрываем в размере рыбы. Но тогда эта закономерность проявилась в более радикальном, чем можно было бы ожидать, виде.
Получилось примерно так. Статистика по десятку рыбалок на трех подмосковных прудах. Одинаковые по форме лепестка вертушки, но разные по размеру. Для удобства понимания воспользуемся нумерацией, как у той же Aglia. Вертушка номера «0», ловим в среднем 7-8 окуней среднего веса 50 г за час. Номер «1» - соответственно: 3-4 окуня, 100-120 г. Номер «2» - 1-2 окуня, 170 г. Номер «3» - 0,3 окуня, 250 г. Оговорюсь, что на тех рыбалках самый крупный окунь потянул на 700 г. Но попался он не на вертушку, а на разнесенный с нею грузик 12 г, оснащенный двойником.
Что получается? А то, мне тогда приходилось выбирать: либо количество «хвостов», либо размер рыбы. Не помню ни одного случая, чтобы на тех прудах на блесну третьего номера попался бы окунь граммов на сто пятьдесят и меньше.

Но я тогда не стал обобщать и делать какие-либо конкретные выводы. Переместившись на Оку, я довольно скоро убедился в том, что 100-граммовый окунек запросто «съедает» вертушку третьего номера. Или вот в последние годы на Москве-реке – окунь на 150 г то и дело садился на все три крючка блесны от Mottomo 4-го номера. А это, если вы вдруг не в  курсе, соответствует 5-му номеру вертушек DAM и Mepps.
Резюме. Оно, конечно, зависит от акватории, но если вы не ставите своей основной целью наловить как можно больше мелких окуней, не мельчите с блеснами.
Продолжение следует

Спиннинги на голавля. Наиболее востребованные в последние пару лет

За окном +2, ветер и дождь со снегом. Похоже на то, что голавлевый сезон закончен. Нет, еще будут, уверен, поимки лобастого, но уже по зимней схеме, то есть на микро-джиг и по-темному на минноу – параллельно с судаком. Но по летней схеме голавль уже точно в этом году клевать не будет. Поэтому можно подвести некоторые итоги прошедшего сезона. Для большей полноты статистики добавим в рассмотрение и сезон 2022 года.
Для начала отвечу на один вопрос: какими именно палками я больше всего ловил голавля в этот период? Я внимательно просмотрел весь фоторяд за этот период. Оказалось, что я чаще всего выходил на голавля с четырьмя спиннингами. На каждом из них я коротко остановлюсь.

Mottomo Eleganza 732L. Эта палочка у меня лет шесть. И менять ее на что-то новое желания нет. Данная серия – одна из самых удачных у Mottomo, а по назначению проходит как окунево-голавлевый универсал. По мне, именно применительно к голавлю модель несколько жестковата. Но другие ее пользователи так не считают. Отчасти это дело вкуса, наверное. Чисто по длине Eleganza чуть коротковата для ловли с парапета набережной. Но я все равно достаточно часто ловлю ею в городе. А вот для малых речек 73-я длина – самое то. Чаще всего я использую Eleganza в тараканинге. Палка имеет достаточный сдерживающий ресурс, что бы не пустить на вываживании приличного голавля в коряжник или траву.
Viva Divergent 762 ML. Основное применение этого спиннинга предполагается как джиговое. Но он все же принадлежит к тому из двух типажей джиговых палок, у которых заметно гнется верхняя треть бланка. А потому очень неплохо сочетается с крэнками и «железом», что позволяет позиционировать его как спиннинг под голавля. Палка для своей длины кидучая и хорошо лежит в руке. Вот разве что рукоять мне хотелось бы покороче. Но это та характеристика удилища, по которой мнения разных людей могут сильно различаться.

Zetrix Hayron 742L/ML. Этот спиннинг я пользую на небольших речках, когда в основном ловлю на крэнки, и помимо голавля вполне может хапнуть щука. Впрочем, и когда щучья угроза минимальна, я тоже часто беру его на голавля. Вы можете удивиться тому, что я ловлю этим Хейроном на приманки весом 1,5-2 г – это микро-колебло, микро-джиг, тараканы… Просто я часто встречаю на речках спиннингистов, которые на приманки такого размерного ряда ловят палочками УЛ-класса. Но я предпочитаю подстраховаться, взяв спиннинг существенно мощнее. Это на форелевых прудах можно позволить себе радикальный ультралайт. На  сильно заросшей и закоряженной малой речке лучше не играть в мазохизм и ловить снастью, допускающей силовое вываживание.

Maximus Wild Power Z 24L. Вот и эта палка – вроде бы она и легкого класса, но с изрядным резервом мощи, что понятно уже из одного только ее названия. То есть вес приманок – в пределах 15 г (и по моим ощущениям, это где-то действительно так), а вот когда требуется силовой ресурс – например, на доставке рыбы из воды на набережную методом «подъемного крана», палка показывает силовой ресурс на уровне иных унцовок. В стрит-фишинге такое сочетание рабочих качеств очень даже к месту.

Совсем даже не шахматы…

В юные годы я, помимо рыбалки, много чем еще увлекался. Например, шахматами. И вроде как в этом виде спорта  подавал какие-то надежды. Но в итоге рыбалка пересилила, и теперь я с трудом могу вспомнить, чем защита Нимцовича отличается от, как вариант, Новоиндийской защиты. Впрочем, я о том особо не жалею. Вот разве что когда на рыбалке случается получать какие-то физические повреждения, приходят мысли о том, что в шахматах что-либо подобное было бы исключено.
В рыбалке, особенно спортивной, всегда есть риск заполучить перелом, ушиб, растяжение… Не столь, конечно, высокий, как в контактных видах спорта. Но все же. Своим опытом по этой не самой приятной части я бы хотел сегодня поделиться.

…Год примерно 2006-й. На Кипре проходит очередной «Осенний Басс». Скалистые берега водохранилища Курис опасны и коварны. И где-то спустя полчаса после старта при перемещении с точки на точку я на скорости спотыкаюсь и падаю на грудь.
Минут через десять приходит нарастающая боль, но я все же долавливаю до конца тура – и даже поймав какую-то рыбу.
Знающие люди сразу после финиша определили, что у меня сломано ребро, и что дальше будет больно. Тем не менее, утром я выхожу на старт, но вскоре понимаю, что дышать полной грудью не могу никак – именно из-за боли. И если другие рванули со старта бегом, то я – если в горку, то едва ковылял. Также все было и на третий день турнира.
Вопреки логике по итогу я занял далеко не самое последнее место. Но боль в груди доставала еще с месяц. Особенно ночью – не давала спать.
Года через три я снова сломал ребро. Шел к речке через парк по тропинке, с которой счистили снег, но оставили лежавший под ним лед. Ну нога и поехала…
Как-то февральским днем ловил я на речке Наре. Стою на нависающей над водой довольно толстой льдине. И в какой-то момент она подо мной раскалывается!
В десятую долю секунды мозговой компьютер принимает верное, в общем-то, решение – падать не влево (в воду), а на лед – на правый бок. И рефлекторно выставляю руку…
Часа полтора я тогда еще отловил. Даже, помню, двух щук успел поймать. Но к концу рыбалки кисть правой руки опухла и разболелась.
На следующий день иду в поликлинику. Доктор сразу предупредил, что рентген у них не фунциклирует. Но у меня почти наверняка перелом одной или нескольких мелких косточек, коих в кисти очень много. «Будет через три дня хуже – приходи. Чё-нить придумаем». Хуже спустя три дня не стало, но и лучше – тоже. К доктору я не пошел, но еще с неделю не мог ловить рыбу. Правая рука продолжала болеть. Я пробовал забрасывать левой. С наскока не получилось…
Ноябрь 2009-го, Мексика, чемпионат мира по ловле басса. В первый же игровой день на резкой подсечке (с флюром на дальнем забросе иначе и нельзя) ощущаю боль в запястье. До конца дня вроде бы более-менее доловил, но к вечеру боль стала сильнее и обозначился отек.
Утром наш командный доктор дядя Миша наложил мне на запястье давящую и фиксирующую повязку. Но это не особо помогло. Весь второй тур я отловил «на зубах», а на третий – заменился. Тот чемпионат закончился для нас местом ниже ожиданий. И моя травма сыграла в том свою роль.

Характерный именно для нашей рыбацкой братии казус – это когда на крючке вместо рыбы оказывается сам рыболов или кто-то из его приятелей. Меня так «ловили» трижды. Благо, когда рядом кто-то есть, проще вынуть из «мяса» крючок. А вот когда ты один, и голавль или щука засаживает тебе в палец один из крючков воблера (а то и два), это превращается в форменный трэш. Я это проходил раз шесть или семь. Вроде бы и ранка маленькая, но чертовски больно, и крови порою проливается изрядно.
А вот когда мне было в первые минуты не больно, и кровь удалось быстро остановить, это история двадцатилетней давности, произошедшая на таёжном озере Турват. Я тогда получил неожиданный удар ножом в грудь от одного туземцев-манси. Как известно, у некоторых северных народов в организме отсутствует фермент, нейтрализующий алкоголь. И после ста граммов у них, бывает, сносит крышу. Это был тот самый случай. С того дня я отмечаю 10 сентября как свой второй день рождения. Все обошлось, и вскоре я уже был в кругу семьи…

Тогда, после ножевого, меня вел хирург Сергей Ларичев. И вот к нему, уже профессору, пришлось обратиться два десятилетия спустя. Сначала, просто идя по набережной, я надорвал Ахилл. Но вместо того, чтобы сразу пойти к профильному доктору, я продолжил ходить на рыбалку. И усугубил травму…
Ларичев подключил главного травматолога Сергея Новикова, и тот неделю назад меня прооперировал. Все прошло успешно. Теперь мне предстоит минимум двухмесячная реабилитация. Очень постараюсь исполнять все указания врачей.

Сообщение 10 - 12 из 1050
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец